Verfurt
Произведение искусства может, не имея особых достоинств само по себе, навести читателя-зрителя на интересную мысль, подтолкнуть к пониманию, осознанию чего-либо важного. И тогда оно уже было создано не зря.



"Бакуман" не попадает в категорию неинтересных, отнюдь. Но сейчас для меня важнее высказать наблюдения и умозаключения, к которым он меня подтолкнул.

Вкратце: история в Бакумане вертится вокруг двух юношей, решивших стать мангаками. Авторы щедро снабдили их путь преградами и учинили множество препонов (давно не употреблял это слово - "препоны" ). Ашироги Муто, - таков их совместный псевдоним, - начинают издаваться в Shounen Jump'е и, естественно, начинают "играть" по "законам" издательского бизнеса.

Если верить авторам, а они все свои работы издавали в Джампе, в редакциях подобных журналов устоялись принципы работы, на которые я обратил своё внимание:

1. Всё решает голосование зрителей (опросники в конце журнала). По его итогам редсовет принимает решение издавать сериал дальше или нет.

2. График выхода - еженедельный, по главе в неделю.

3. Аудитория журнала считается устоявшейся - это подростки и юноши. Отсюда и стилистические шаблоны - бои, острый сюжет, сальные шутки, плюс к этому - жанровые рамки (спорт, сражения-бои, детективы, комедии).

Сложив всё это вместе, я получил жёсткие рамки, в которых оказываются авторы. Если выбор жанров все-таки остаётся за ними (не хочешь делать сёнен, иди в другой журнал), то жёсткая привязка к читательскому мнению плюс еженедельный конвейер загоняют авторов в узкий коридор, ведущий по пути удовлетворения вкусов среднеарифметического читателя.

Неужели всё так плохо? И плохо ли - следовать вкусам зрителя?
Да, плохо.

У многих читателей и зрителей есть вкус. Не у всех, не у большинства, но есть. Откровенную ерунду читать, действительно, не станут и опросники тут вполне подойдут - как индикатор того, что качество упало ниже ожиданий самого непритязательного зрителя.
Но как быть с другим полюсом - с радикально новыми вещами? Их не примут сразу, это факт. Если и примут, то опросы не покажут это сразу, а может, и вообще не покажут. Пока войдёт в моду это новое, пройдёт уйма времени, и только после того, как инертное большинство подтянется, автору-новатору начнут массово подражать, вот тогда пробиться будет легко. Но вот незадача - это уже будет мейнстрим, попса и т.п.

Как эту проблему решил бы я - разговор отдельный, но герои Бакумана меня просто поразили.
В их мангашном окружении есть герой второго плана - Ахиллесова черепаха, как я называю это типаж в сёненах - зовут его Ниизума Эйджи. Он экстравагантен, он эксцентричен, он экспериментатор - его работы оригинальны, он на вершине. Именно за ним, как Ахиллес за черепахой будут гнаться герои, а он будет всё также недостяжим.
И что же Ашироги Муто - следуют его примеру, рисуя по по-своему, всё наперекор и в итоге побеждют? Конечно, нет. Они выбирают чисто японский путь - трудиться, не сдаваться, ошибаться, опять не сдаваться чтобы трудиться и... истереть себя в порошок в итоге.

Чему учит Бакуман - упорно делай то, что делают другие? Может, и да...
Но меня авторы, почему-то, не убедили. Даже смотря их глазами на действительность, я прихожу к своим собственным выводам.

И меня это радует.